Список актуальных новостей

11.04.2014

Сенсационная идея власти — неверные ответы ЕГЭ в интернете! Мнение психолога

Вот мнение кандидата психологических наук, практикующего психолога Светланы Борисовны Моховой.

Сможет ли изменить ситуацию с ЕГЭ эта сенсационная идея власти?

Такой недостаток системы ЕГЭ как списывание невозможно пресечь. Новомодная система контроля знаний учащихся, привела к утрате традиции предпочитать собственные знания возможным подсказкам.

Само по себе тестирование предполагает стандартизованный ответ на поставленный вопрос. Это по существу означает исключение компонента индивидуальности, отказ от самостоятельного творческого мышления. Смысл вопроса понимать необязательно, важно помнить какой ответ правильный! И чем тогда отличается процесс самостоятельного заполнения теста от списывания?

Старшеклассники хорошо понимают важность и судьбоносность для них результатов прохождения ЕГЭ. Но на протяжении всех заключительных лет обучения школьникам постоянно напоминают — только результат экзамена станет мерилом успешности их обучения в школе. Тем самым обесценивается личный эмоциональный опыт, который подменяется стандартным баллом.

Понятно, что школьники заинтересованы в том, чтобы продемонстрировать высокие результаты. Объяснима и их тяга к образцам и прямому копированию авторитетного источника. Было бы странно на фоне этого ожидать самостоятельного мышления от выпускников школ в напряжённой для них ситуации итоговой аттестации.

К чему приведёт размещение в интернете неверных ответов на ЕГЭ?

Конечно, можно предположить, школьники сделают вывод, что нельзя найти шпаргалку «в интернетах» и не станут искать. Кажется, логично. Но кто же в критической ситуации рассуждает логически?

Выпускные экзамены всегда были для школьников огромным стрессом. ЕГЭ превращает его в запредельный стресс. У учащегося нет уверенности ни в форме постановки вопросов, ни в оценке ответов. Надежда на «мне повезёт» или на новый авторитет в критической ситуации намного сильнее логики. Поэтому ожидаемой пользы не произойдёт, а случится вполне прогнозируемый вред от такой инициативы.
Например, из исследований в области психологии восприятия и памяти мы знаем, что самое прочное сохранение знаний возможно не только в качестве результата цепочки рассуждений, но и в качестве мгновенно запечатлённого образа. Особенно это касается тех, кто не овладел навыками выстраивания цепочек рассуждений. Даже простой просмотр неправильных ответов старшеклассником в условия стресса подготовки к ЕГЭ может существенно и негативно повлиять на результаты экзамена.

Насколько ЕГЭ мотивирует школьников на усвоение школьной программы?

Реформы образования привели к тому что, большинство выпускников школ выносят из своего обучения знания очень разрозненные, эпизодичные. У большинства школьников отсутствует умение критически осмысливать известные факты, проводить анализ. Поэтому аттестация в форме ЕГЭ не дает школьникам стимула для осмысления знаний.

Скорее всего, выпускники выстроят другой логический маршрут — «я не знаю, правилен ли ответ, понятно, что разобраться невозможно, постараюсь обойтись без всего этого». И тогда окажется, что они не имеют повода гордиться прожитыми школьными годами, случайно, обнаружив в памяти верный ответ на что-то. Итог — «мне это всё не нужно». А это уже девиз неудачника, обречённого несчастного человека.

Таким образом,

форма итогового контроля школьных знаний, подталкивающая большинство выпускников признать себя неудачниками, увеличит количество людей несчастливых. Но она никак не изменит число образованных.


Возврат к списку