Список актуальных новостей

06.03.2014

Влияние реформ на здоровье школьников

Длящаяся еще с времён императрицы Екатерины Второй реформа образования в России начинает внушать опасения за сохранность психического здоровья подрастающего поколения.

В XVIII–XIX веках целью реформ было создание просвещенного государства. Образования впитало тогда все передовые достижения российской науки и русской культуры. Даже несмотря на эксперименты реформаторов советского периода, система образования оставалась лучшей в мире.

Известный российский обществовед С. Г. Кара-Мурза писал, что советская система образования имела университетский характер, ее целью было воспитать человека, который умеет мыслить глобально, решать различные задачи и выходить из любых ситуаций.

Кроме этого, была четко организована система отдыха, оздоровительных мероприятий и дополнительного образования. Из школы выходили грамотные и здоровые выпускники, четко представляющие свой дальнейший жизненный путь.

Реформа образования сегодня

Рухнул Советский Союз. За дело взялись реформаторы. Взяв за основу западную модель, совершенно не учитывая исторической концепции, отбросив весь положительный опыт советского периода, деятели образования привели, некогда лучшую, систему обучения детей к печальной ситуации.

Есть основания полагать, что известнейшие и старейшие университеты мира: Сорбонна, Оксфордский, Принстонский, за всю достойную историю своего функционирования пережили меньше нововведений, чем российское образование за последние 30 лет.
Невооружённым глазом видно, что современное обучение длиться дольше и в учебных годах, и в часах, проведённых школьником за столом, чем длилось школьное образование родителей или бабушек-дедушек нынешних учеников. При этом глубина и прочность приобретённых в школьные годы знаний оставляет желать лучшего. Во всяком случае, досадным образом отличается от той, что приобретали в школах же представители предыдущих поколений.

Исключение из обязательных ряда предметов, появление новых дисциплин, изменение содержания самих предметов, а также ведение тестирования, рейтинговой системы оценки знаний и ЕГЭ сделали школьную программу неспособной дать полноценного образования. Недостаток денежных средств, так называемая концепция «подушного финансирования» ведет сокращению образовательных учреждений, сворачивание дополнительного образования и оздоровительных программ.

Психологическое здоровье школьников

Нынешние школьники ослаблены, их здоровье не выдерживает современных нагрузок на нервную систему. Проявления минимальной мозговой дисфункции отмечаются в последние 6 лет у трёх четвертей старшеклассников. Малоподвижный образ жизни, усложнения школьной программы и дополнительный прессинг высокой ответственности у детей, заинтересованных в своём будущем, нарушают психологическое здоровье школьников.

Не последнюю роль в развитии психологического напряжения у школьников играет отмена единой школьной формы. И что бы ни говорили противники советского образования, форма способствует идентификации именно как школьника, стиранию социальных и этнических различий подростков. Не следует забывать и о пагубном влиянии внешних факторов — телевизионные блоки новостей, наружная реклама, коррумпированность и криминализация общественной жизни.

В результате частых изменений в системе образования, влияния социальных факторов, неуверенность в перспективах дальнейшей жизни подростка приводит его к совершению поступков, созданных в его воображении на основе коротких жизненных сценариев.

Частые изменения в системе обучения в совокупности с отрицательными внешними воздействиями, повышают риск агрессивного и аутоагрессивного (суицид, наркомания) поведения в среде подростков.


Возврат к списку